Инновационный-опыт в практику

Модель программно-методического обеспечения образовательного процесса для групп кратковременного пребывания детей в учреждениях дошкольного образования

Основой для педагогической деятельности с воспитанниками во время реализации инновационного проекта стала Модель программно-методического обеспечения образовательного процесса для групп кратковременного пребывания детей в учреждениях дошкольного образования, разработанная кандидатом педагогических наук, доцентом Воронецкой Людмилой Николаевной.

В учреждении дошкольного образования функционируют следующие виды групп кратковременного пребывания:

  1. адаптационная группа;
  2. группа вечернего пребывания;
  3. подготовительная к школе группа.

Внедрение программно-методического обеспечения образовательного процесса для групп кратковременного пребывания детей в учреждении дошкольного образования позволило решить следующие задачи:

  1. организовать педагогическую поддержку в условиях учреждения дошкольного образования и семьи воспитанникам от 1 года до 7 лет;
  2. способствовать разностороннему развитию детей, их ранней социализации, позволяющей обеспечить успешную адаптацию ребенка к условиям учреждения;
  3. полноценно развивать воспитанников в наиболее благоприятном социальном окружении;
  4. обеспечить постепенность и индивидуализацию вхождения ребенка в мир других взрослых и сверстников;
  5. повышать воспитательный потенциал семьи и психолого-педагогическую культуру родителей.

Организация образовательного процесса в группах кратковременного пребывания требует от педагогического работника знания программных задач, умения сопоставлять программные требования с возрастными и индивидуальными особенностями детей, способности правильно распределять внимание, понимать и видеть каждого ребенка и всю группу в целом, обеспечивать развитие воспитанников в соответствии с их возможностями, способностями и особенностями.

свернуть

Инновационный проект реализовывался в 2017 по 2019 по теме

Инновационный проект реализовывался в 2017 по 2019 по теме:

«Внедрение модели программно-методического обеспечения образовательного процесса для групп кратковременного пребывания детей в учреждениях дошкольного образования»

 

При реализации инновационного проекта разработан комплекс программно-методического обеспечения образовательного процесса для групп кратковременного пребывания.

Благодаря проекту:

1. Разработана стратегия и тактика внедрения модели программно-методического обеспечения образовательного процесса для групп кратковременного пребывания детей в учреждении дошкольного образования.

2. Разработан диагностический инструментарий и обеспечен мониторинг  результатов внедрения модели в практическую деятельность.

3. Разработана и реализована система повышения компетентности всех участников образовательного процесса (педагоги, родители).

4. Организован образовательный процесс в группах кратковременного пребывания детей на основе разработанной модели.

5. Разработано планирование образовательного процесса в группах кратковременного пребывания детей.

6. Разработаны методические рекомендации по использованию программно-методического обеспечения образовательного процесса в группах кратковременного пребывания детей в учреждении дошкольного образования

свернуть

Научно-методическое обеспечение деятельности

Научно-методическое обеспечение

по теме «Внедрение модели программно-методического обеспечения образовательного процесса для групп кратковременного пребывания детей в учреждениях дошкольного образования»

1.Аверина, И.Е. Группы кратковременного пребывания: организация и содержание работы / И.Е. Аверина. – М.: Айрис-пресс, – 2004. – 176 с.

2.Белая, К.Ю. Интеграция – как основной инструмент создания новой модели ДОУ / К.Ю. Белая // Управление ДОУ. - 2003. - №4.

3.Васюкова, Н. Интеграция содержания образования через планирование педагогической деятельности / Н.Васюкова, О.Чехонина // Детский сад от А до Я. - 2004. - № 6.

4.Голенкова И.В. Педагогический потенциал групп кратковременного пребывания в социальной адаптации дошкольников / И.В. Голенкова // Изв. Волгогр. гос. пед. ун–та. – 2008. – № 1. – С. 60–64.

5.Горбатова Е.В. Горбатова Е.В. Графические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста. В двух тетрадях. Тетрадь1. Послушные линии: Пособие. - Мозырь: Белый ветер, 2015.

6.Горбатова Е.В. Горбатова Е.В. Графические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста. В двух тетрадях. Тетрадь 2. Графические узоры: Пособие. - Мозырь: Белый ветер, 2015.

7.Горбатова Е.В. Горбатова Е.В. Графические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста. В двух тетрадях. Тетрадь 1. Послушные линии: Пособие. - Мозырь: Белый ветер, 2015.

8.Горбатова Е.В. Горбатова Е.В. Графические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста. В двух тетрадях. Тетрадь 2. Графические узоры: Пособие. - Мозырь: Белый ветер, 2015.

9.Горбатова Е.В. Горбатова Е.В. Графические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста. В двух тетрадях. Тетрадь 1. Послушные линии: Пособие. - Мозырь: Белый ветер, 2015.

10.Горбатова Е.В. Горбатова Е.В. Графические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста. В двух тетрадях. Тетрадь 2. Графические узоры: Пособие. - Мозырь: Белый ветер, 2015.

11.Горбатова Е.В. Готовим руку к письму: графические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста: Пособие для педагогов учреждений дошкольного образования. – 2 изд., испр. - Мозырь: ООО ИД “Белый ветер”, 2015.

12.Горбатова Е.В. Художественная мозаика: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е.В. Горбатова. – Минск: Аверсэв, 2015. – 39 с.: ил. – (Умней-ка!).

13.Давидович, Е.Б. Игровое взаимодействие дошкольников в разновозрастной группе: метод. рекомендации / Е.Б. Давидович. -Мн., 2006. -

27 с.

14.Даминова М.Р., Петюренко С.Ю. Развитие вариативных форм кратковременного пребывания. Организация групп кратковременного пребывания в ДОУ. – СПб.: Детство-Пресс. –2013. – 208с.

15.Данилина Т.А., Соловьева Е.В. Модель работы группы кратковременного пребывания детей / Е.В. Соловьева, Т.А. Данилина // Дошкольное воспитание. 2001. - №2.

16.Дедулевич М.Н. Физкультурные занятия с детьми в разновозрастных группах / М.Н. Дедулевич. – Мозырь : Белый ветер, 2006. – 77 с.

17.Доронова Т.Н. Программно-методическое обеспечение новых форм дошкольного образования на основе групп кратковременного пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении. М., 2002.

18.Дубинина, Д. Н. В мире сказок: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования с русским языком обучения / Д. Н. Дубинина.

— Минск: Пачатковая школа, 2013. — 24 с. — (Серия «Мир детства»)

19.Дубинина, Д.Н. Белорусско-русские связи произведений фольклора как средство развития устной речи и культуры речевого общения в билингвальном образовательном пространстве /Д.Н. Дубинина // Теоретические основы развития речи дошкольников в свете Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования . -Издательство: Русское слово.- Серия: Мозаичный парк: -2015 г. - С. 26-31.

20.Жихар О.П., З.В Кощева «Особенности планирования и организации работы с детьми в разновозрастных группах детского сада». Мозырь, 2014. – 208 с

21.Житко, И.В. Играем в математику: учеб.нагляд. пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / И.В. Житко. 2-е изд. – Минск: Жасскон, 2012. – 16 с. – (Серия «Мир детства»).

22.Житко, И.В. Математическая мозаика: учеб нагляд. пособие для педагогов учреждений, обеспеч. получение дошк. образования / И.В. Житко. – Минск : Нац. ин-т образования, 2010. – 64 . : ил. - (серия «Умней-ка!»).

23.Житко, И.В. Математический калейдоскоп: учеб.-метод. пособие для педагогов, руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования, с рус. яз. обучения / И.В. Житко.–Минск: НИО ;Аверсэв, 2010.–183с.

24.Житко, И.В. Навстречу математике : учеб.нагляд. пособие для педагогов учреждений дошкольного образования с рус. яз. обучения / И.В. Житко. – 2-е изд. – Минск : Пачатковая школа, 2014. – 24 с. - (Мир детства).

25.Житко, И.В. Развивающие игры для дошкольников: пособие / И.В. Житко, А.А. Петрикевич, М.М. Ярмолинская. – 2-е изд. – Минск : Выш. Шк.., 2009.-

72 с.

26.Зыль, О.Н. Способность к синестезии ребенка раннего возраста как внутренний фактор социализации в условиях учреждения дошкольного образования / О.Н. Зыль // Развитие системы дошкольного образования: инвестиции в будущее: материалы Междунар. форума, г. Минск, 15–16 окт. 2015 г. / Белорус. гос. пед. ун-т им. М. Танка ; редкол.: Т. В. Поздеева [и др.]. – Минск : БГПУ, 2015. – С. 118-120

27.Зыль, О.Н. Подготовка специалистов в области музыкального развития детей раннего возраста в системе повышения квалификации и переподготовки кадров / О.Н. Зыль // Повышение квалификации и переподготовка: проблемы и перспективы развития: материалы междунар. науч.-практ. конф. , г. Минск, 12 ноября 2015 г. / Белорус. гос. пед. ун-т им. М. Танка; редкол.: Э.В. Шалик [и др.]. – Минск: БГПУ, 2015.

28.Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь к 2015/2016 учебному году [Электронный ресурс] / Министерство образования Республики Беларусь. – Минск, 2015. – Режим доступа: http://edu.gov.by/main.aspx?guid=23621. – Дата доступа: 14.12.2015.

29.Козловская, И.В. Игры-занятия с детьми раннего возраста в группе кратковременного пребывания: метод. Пособие / И.В. Козловская. - Минск,2015.

30.Кощиенко И.В. Взаимодействие педагогов и родителей в условиях группы кратковременного пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении. – М., 2012.

31.Кожухова, Н.Н., Рыжкова, Л.А., Борисова М.М. Методика физического воспитания и развития ребенка/ Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова, М.М. Борисова. – М.: Academia, 2008 – 350 с.

32.Латушко, Ю.С. Веселая математика: учеб.нагляд. пособие для педагогов учреждений дошкольного образования с рус. яз. обучения / Ю.С. Латушко. – Минск: ООО «Новое знание», 2015. – 32с.

33.Малышкина школа: Организация работы группы кратковременного пребывания детей второго года жизни, не посещающих учреждение дошкольного образования /сост. Л.Б. Подлужная. – Мозырь, 2013.

34.Мусиенко С.И.. Организация групп кратковременного пребывания для дошкольников как фактор повышения доверия родителей к ДОУ. Стратегия дошкольного образования в 21 веке. - М., 2001.

35.Организационная работа в разных видах групп кратковременного пребывания детей в ДОУ: Методические рекомендации /Отв. ред. Л.Е. Курнешова. – М.: Центр «Школьная книга», 2002.

36.Павленко, И.Н. Интегрированный подход в обучении дошкольников / И.Н. Павленко // Управление ДОУ. - 2005. - №5.

37.Павлюченко, И.Н. Развитие речи и ознакомление с окружающим миром. Интегрированные занятия/И.Н. Павлюченко, Н.Г. Родюшкина. – М.: ТЦ Сфера, 2000.

38.Приглашает детский сад: Методические рекомендации к организации работы групп кратковременного пребывания детей в ДОУ. – М.: Линка-Пресс, 2002.

39.Старжынская, Н. С. Народная цацка — люстэрка культуры (ад 3 да 7 гадоў) (з электронным дадаткам) : дапаможнік для педагогаў устаноў дашк.

адукацыі з беларускай і рускай мовамі навучання / Н. С. Старжынская, Д. М. Дубініна. — Мінск : Вышэйшая школа, 2014. — 87 с. + 1 электрон. апт. дыск.

40.Стреха, Е.А. Малыши в мире природы: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Е.А. Стреха. – Минск : Жасскон, 2012. – 16 с. : 32 с. ил. 

41.Стожарова, М.Ю. Математика – учимся играя / М. Ю. Стожарова. – Ростов н / Д: Феникс, 2008. – 203с.

42.Сучасне заняття в дошкільному закладі: навч.-метод. посіб. / за ред. Н. В. Гавриш; авт. кол.: Н. В. Гавриш, О. О. Ліннік, Н. В. Губанова. − Луганськ : Альма-матер, 2007. − 496 с.

43.Трифаненкова, С. В. Группы кратковременного пребывания для детей 2-4 лет. Программа, тематическое планирование, разработки занятий / С.В. Трифаненкова. – М.: Учитель, 2011. – 118 с.

44.Ходонович, Л.С. Группы кратковременного пребывания детей: оснащение образовательного процесса / Л.С. Ходонович // Пралеска. – 2015. №7. – с.16-22.

свернуть

Педагогический опыт в работе с детьми в группах кратковременного пребывания

Взаимодействие педагогов с родителями

Совершенствование профессионального мастерства педагогов

22 марта 2019 года под руководством научного консультанта доцента Л.Н. Воронецкой состоялась встреча участников инновационного проекта «Внедрение модели программно-методического обеспечения образовательного процесса для групп кратковременного пребывания детей в учреждениях дошкольного образования (2017-2019 гг.)». В рамках семинара для участников инновационного проекта по образовательной программе «Организация инновационной деятельности в учреждении дошкольного образования» обсуждены технологии обобщения и распространения педагогического опыта. Инноваторы приняли активное участие в обсуждении технологии организации и проведения мастер-класса. Представители учреждений дошкольного образования Республики Беларусь презентовали достижения инновационного проекта через проведение мастер-класса. В ходе обмена передовым опытом участники семинара расширили кругозор и приобщились к новейшим областям научно-методических знаний.

24.08.2018 года воспитатель дошкольного образования Стальчинская С.В. приняла участие работе республиканского семинара в БГПУ, посвященном вопросам педагогического проектирования и обобщения инновационного опыта. Полученные знания позволили совершенствовать формы организации инновационной деятельности; отработать общий алгоритм педагогического проектирования и описания инновационного опыта профессиональной деятельности.

22.02.2018 года заместитель заведующего по основной деятельности Томашевич Т.Ф. приняла участие в работе республиканского семинара «Организация инновационной деятельности в учреждении дошкольного образования», организованном центром дополнительного образования «Альтернатива» ИПКиП БГПУ совместно с кафедрой педагогики факультета социально-педагогических технологий БГПУ.

свернуть