Ресурсный центр

Положение о ресурсном центре

Направление деятельности ресурсного центра

С 1 апреля 2020 года на базе государственного учреждения образования «Сморгонский дошкольный центр развития ребёнка» функционирует ресурсный центр по теме «STEAM-технологии в развитии интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»

Внедрение в образовательный процесс учреждения технологии STEAM, обеспечивает развитие у дошкольников интереса к науке, образованию, культуре, формирование у них творческого мышления, инициативности, способности к принятию нестандартных решений.

Применение технологии STEАM в учреждении дошкольного образования помогает воспитанникам научиться быстро ориентироваться в потоке информации и реализовывать полученные представления на практике. Воспитанники приобретают дополнительные практические навыки и умения, которые достаточно востребованы в современной жизни.

Увлекательные занятия в виде игр позволяют раскрыть творческий потенциал воспитанников. Дети учатся видеть взаимосвязь происходящих событий, лучше начинают понимать принципы логики и в процессе создания собственных моделей открывают для себя что-то новое и оригинальное. Комплексный подход способствует развитию их любознательности и вовлечению в образовательный процесс.

В условиях реализации образовательного процесса  современное образование все более  ориентировано на формирование у воспитанников технического и творческого мышления, развитие исследовательских, конструкторских навыков. Благодаря STEАM-подходу воспитанники могут вникать в логику происходящих явлений, понимать их взаимосвязь, изучать мир системно и тем самым вырабатывать в себе любознательность, умение выходить из критических ситуаций, вырабатывают навык командной работы которые, в свою очередь, обеспечивают кардинально новый уровень развития личности ребенка.

В учреждении создана предметно-пространственная среда, которая позволяет осуществлять образовательную деятельность   по образовательным модулям: «LEGO-конструирование»,  «Математическое развитие», «Исследование мира природы»,  АРТ- студия «Мой  мир».

К работе ресурсного центра  привлечены квалифицированные кадры: воспитатели дошкольного образования педагогические работники, которые являлись участниками инновационной деятельности, что способствует накоплению им опыта и методических продуктов, которые  используются в работе  ресурсного центра.

свернуть

Нормативные правовые документы, регламентирующие деятельность ресурсного центра

І. Кодекс Республики Беларусь об образовании от 1 сентября 2022 г. Статья 22. Структура учреждения образования

1.Учреждения образования могут иметь в своей структуре обособленные и (или) структурные подразделения.

Обособленные и (или) структурные подразделения учреждений образования создаются при наличии положительных санитарно-гигиенических заключений, выданных по результатам государственной санитарно-гигиенической экспертизы, проведенной органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор, если наличие таких заключений предусмотрено актами законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

2.К обособленным подразделениям учреждений образования относятся филиалы, представительства, иные обособленные подразделения.

3.К структурным подразделениям учреждений образования относятся библиотеки, общежития, учебно-опытные участки, учебно-опытные хозяйства, учебно-опытные лесхозы, учебно-производственные мастерские, лаборатории, факультеты, кафедры, филиалы кафедр, спортивные клубы, студенческие санатории-профилактории, центры, управления, части, отделы, секторы, отделения, учебные хозяйства, пункты коррекционно-педагогической помощи, детские социальные приюты, иные структурные подразделения.

4.Структурные подразделения по решению руководителей учреждений образования могут создаваться как обособленные подразделения.

5.Учреждения образования формируют свою структуру в соответствии с актами законодательства, их уставами.

 

свернуть

Мастер-класс «Применение арт-терапевтических техник как средства формирования эмоциональной стабильности и восстановления психологического состояния педагогов»

Представьте себе, что в вашей квартире одновременно работает множество электрических приборов: холодильник, телевизор, компьютер, утюг… Напряжение в сети огромно, и в какой-то момент происходит вполне ожидаемое событие: выбивает пробки. С эмоциональным выгоранием ситуация похожа: человек, который любит свою работу в какой-то момент меняется на глазах. Он становится раздражительным, неудовлетворенным ни собой, ни работой, качество его труда падает.

        Профессиональный труд педагога отличает высокая эмоциональная загруженность, и, как следствие этого, с увеличением стажа педагоги испытывают "педагогический кризис", "истощение", "выгорание".

        На языке психологии труда данное явление называют синдромом профессионального выгорания. Он выражается в психическом, эмоциональном и физическом изнеможении и имеет разнообразные симптомы: чувство хронической усталости, напряженность, раздражительность, тревожность, нарушение аппетита, сна, потеря интереса к работе и к жизни.

        Мой мастер-класс называется «Применение арт-терапевтических техник как средства формирования эмоциональной стабильности и восстановления психологического состояния педагогов»".

1. Упражнение «Комплимент по кругу»

Цель: настрой на занятие, развитие воображения, групповой сплоченности, сотрудничества.

Инструкция: Каждому из Вас я раздам листочек, на котором Вы напишите свое имя. Как только я включу музыку, передавайте эти листочки по кругу. На них необходимо написать (подарить) комплимент обладателю листочка. В завершении упражнения каждый зачитывает все комплименты подаренные ему.

Анализ:

Трудно ли было написать (подарить) комплимент?

Что лучше дарить или получать?

Ваше состояние после выполнения упражнения?

2 Упражнение «А какой я педагог?…»

Цель: поиск позитивного смысла в неожиданных вещах.

Ход упражнения.

Педагогам предлагается мешочек, в нем находятся различные мелкие вещи, игрушки. Ведущий по кругу предлагает достать на ощупь любую игрушку и подумать о том, чем эта игрушка похожа на него. Дайте ответ: «А какой я педагог? Найдите параллель между игрушкой и вами как профессионалом» Далее идёт обсуждение в кругу.

3.Упражнение на песке «Жизнь как дорога»

Цель: снятие эмоционального напряжения

Ход занятия

В своей жизни нам довелось пройти много дорог – асфальтированных и проселочных, лесных тропинок и садовых дорожек. А какой дорогой вы видите саму свою жизнь?

Нарисуйте на песке дорогу вашей жизни. Подумайте, откуда она начинается, через какие места она проходит, какая она сейчас, что находится на ее обочинах. И вообще, какая она? Мощенная кирпичом или утоптанная множеством ног, широкая или узкая?

Не спешите, вспоминайте, что вам встречалось на этой дороге. Рытвины и ухабы, ровные гладкие участки, подъемы и спуски? Что вы изобразите на обочинах этой дороги?

Внимательно рассмотрите свой рисунок, подумайте над ним. Ответьте себе, довольны ли вы дорогой, по которой идете? Может, есть смысл свернуть? Или вам явно не хватает новых людей, или зеленых насаждений? Какой бы вы хотели видеть вашу будущую дорогу, ведь она еще очень долгая?

4 Игра. Сказкотерапия.

Цель: Способствовать развитию гибкого ума, творческого мышления.

Предлагаю одну из техник написания сказок «10 слов». 

Ход данного упражнения: сказку придумываю а в мини-группах.

Все участники делятся на три минигруппы (получилось по 4 человека), каждая группа получает список из 10 слов (перед тренингом ведущий попросил каждого педагога сказать любое слово-существительное). Группа придумывает сказку, потом зачитывает ее. Обсуждение сказки.

5. Рисунок на пене.   

Цель: снятие эмоционального напряжения, способствовать повышению настроения

Пена для бритья – очень необычная поверхность для рисования. Краску на ней можно растягивать и закручивать красивыми виньетками, завитками и другими узорами. Процесс напоминает эбру (рисование на воде, а каждый новый рисунок получается уникальным.

При рисовании на пене для бритья используется принцип монотипии – рисование с помощью уникальных отпечатков. Бумагу с такими необычными узорами можно использовать для упаковки подарков, для создания открыток и панно, как фон для аппликаций и т. д.

Эта техника помогает развитию фантазии, воображения, оказывает удивительный успокоительный эффект. Рекомендуется для профилактики профвыгорания и коррекции тревожности и страхов.

Как рисовать на пене для бритья

1. Нанести немного пены на поднос или тарелку, разровнять ее поверхность с помощью линейки или полоски картона.

2. Капнуть на пену краски разных цветов.

3. Тонкой кисточкой, зубочисткой или спичкой водить по поверхности пены в хаотичном порядке (этот способ подходит для малышей) или создавая определенный узор.

4. Когда изображение будет готово, приложить к нему лист бумаги и прижать, чтобы изображение отпечаталось на листе.

5. Аккуратно, чтобы не испортить рисунок, снять бумагу и положить ее рисунком вверх на несколько минут, чтобы впиталась краска.

6. Снять с рисунка остатки пены, проведя по нему линейкой или картоном.

7. Оставить рисунок сохнуть.

Оставшуюся пену можно перемешать и рисовать на ней снова.

6. Упражнение-игра «Дождь в лесу» (музыкотерапия)

Цель: релаксация, развитие чувства эмпатии.

Инструкция: участники стоят по кругу, друг за другом - они «превращаются» в деревья в лесу, слушают текст и выполняют действия.

        Текст к упражнению «Дождь в лесу»

- В лесу светило солнышко, и все деревья протянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянуться, чтобы каждый листочек согрелся.

(поднимаемся на носочки, высоко поднимаем руки, перебираем пальцами).

- Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются.

(раскачиваемся в стороны, напрягая мышцы ног).

-Ветер принёс дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя.

(участники лёгкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди)

- Дождик стучит всё сильнее и сильнее.

(усиливаем движение пальцев по спине)

-Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями.

(проводим ладонями по спине стоящего впереди).

-Но вот опять появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни.

7. Арт-терапевтическое упражнение "Обведи ладонь".

Цель:

Снятие эмоционального напряжения

Это упражнение о том, чем и как вы заполняете свою жизнь, свое время, свои мысли.

Задание: в контурах одной руки вы рисуете то, на что вы сейчас тратите своё время, а в контурах другой - как вы хотели бы перераспределить свое время.

Как правило, в левой руке рисуют настоящее, а в правой — желаемое, а движение жизни осуществляется слева направо.

Это отличное упражнение для визуализации своего времяпрепровождения (того, что мы обычно называем "текучкой"), определения недостающих элементов и смещения акцентов на то, чего вам действительно хочется.

8.Игра «Аплодисменты друг другу»

Цель: снять напряжение и усталость, поблагодарить всех участников за работу.

Все участники сидят в кругу. Ведущий начинает хлопать в ладоши и смотрит на кого-то из участников. Они начинают хлопать вдвоем. Участник, на которого посмотрел ведущий, смотрит на другого участника, включая его в игру. Таким образом, начинают хлопать все участники.

Подведение итогов. Рефлексия.

Вывод: сочетая в своей работе разнообразные техники арт-терапии, достаточно быстро можно добиться положительных результатов, так как подобная деятельность является очень необычной, интересной и увлекательной, а это в свою очередь, помогает участникам педагогического процесса наладить взаимодействие и достичь желаемого эффекта.

 

Литература:   

1.    Грабенко, Т.М., Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева - СПб.: институт специальной педагогики и психологии, 2010.

2.    Гребенщикова Л.Г. Основы куклотерапии. Галерея кукол/ - СПб.: Речь; М.: Сфера, 2007. – 80с.

3.    Копытина А. И. Практикум по арт-терапии / Под ред. А. И. Копытина. — СПб.: Питер, 2001. — 448с.

4.    Лебедева Л. Д., Никонорова Ю. В., Тараканова Н. А. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисованиии арт-терапии. — СПб.: Речь, 2006. — 336 с.

5.    ЛэндретаГ.Л., Новые направления в игровой терапии: Проблемы, процесс и особые популяции / Под ред. Г.Л. Лэндрета. Пер. с англ. — М.,Когито-Центр, 2007.— 479 с.

6.    Стишенок И. В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост. — СПб.: Речь, 2006. — 144 с.

свернуть

Занятия по опытно-экспериментальной деятельности для воспитанников старшей группы

Конспект занятия по опытно-экспериментальной

 деятельности для воспитанников старшей группы

 «Путешествие в научную лабораторию «Академия Чудес»

Программные задачи: расширять представления детей о различных свойствах и качествах жидких веществ; расширять представления о свойствах магнита; формировать представления о свойствах света; формировать умения проводить простейшие опыты; развивать логическое мышление, умение делать выводы и умозаключения, развивать познавательную активность, любознательность; воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, умение работать в коллективе, поддерживать интерес к экспериментальной деятельности.

 

Материалы: Спецодежда, планшеты для фиксирования результатов опытов, колба, газированная вода, изюм, зерна кукурузы, тарелка, молоко, жидкое мыло, ватные палочки, краски, лист бумаги, DVD диск, фонарик, прозрачный стакан с водой, магнит, скрепка, сок, растительное масло, мед,  пластиковые стаканчики с водой, белые бумажные салфетки, пипетки, шкатулка, дипломы исследователей (по количеству детей), отдельно напечатанные буквы слова «знание», магнитофонная запись.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением учёных, исследовательских лабораторий, проведение опытов.

 

Ход занятия:

Воспитатель: "Добрый день" мы скажем дружно,

Улыбнуться миру нужно,

Чтобы каждый ощутил

Радость, свет и много сил.

В группе раздаётся аудиозапись диктора: «Внимание, внимание!!! Всем – всем – всем! Только сегодня и только один день в нашем дошкольном центре состоится увлекательное путешествие в научную лабораторию. Спешите, и вы увидите всё только самое интересное!!!»

Воспитатель: Мальчики и девочки, вы слышали? Нас приглашают в научную лабораторию! Вы хотите отправиться на экскурсию?  В научных лабораториях работает очень много людей, там есть и учёные, и лаборанты – помощники учёных, и даже есть роботы, которые выполняют различные исследования. И вот как раз мы с вами в такую лабораторию отправимся. Вы готовы? (Ответы детей).

Воспитатель: Но знайте, что в такое место нельзя входить в обычной одежде. Поэтому я вам предлагаю надеть специальную одежду для лаборатории (надевают) и раздам вам специальные планшеты, в которых вы будете «записывать» все самое интересное (раздает).

 

 Воспитатель: Я рада приветствовать вас в нашей научной лаборатории «Академия чудес». Здесь мы с вами сегодня научимся творить чудеса, а в конце вы получите дипломы нашей академии (пытается открыть шкатулку, не получается). Что же это такое? Шкатулка всегда была открыта. А вот какая-то записка: «Я заколдовала шкатулку с дипломами. Она откроется, если вы произнесете волшебное слово. Чтобы отыскать каждую букву этого слова, надо выполнить сложное задание. Задания я оставила на столах. Не видать вам дипломов! Вредина.»

Ну, ничего себе! Гадкая Вредина и здесь похозяйничала. Давайте все-таки попробуем выполнить все задания и разгадать волшебное слово. Ведь мы находимся в «Академии чудес»!

 

Задание №1. «Сделайте так, чтобы изюм и кукуруза стали танцевать»

Опыт № 1 «Изюм и кукуруза танцуют в газировке»

Для опыта понадобятся: колба, газированная вода, изюм, зерна кукурузы. Наливаем в колбу газированный напиток. Бросаем в колбу с газировкой изюм и зёрна кукурузы.

Итог: изюм и зёрна кукурузы тонут в воде. Но если их поместить в газированную жидкость, они сначала утонут, но потом пузырьки газа, поднимаясь вверх, будут увлекать их за собой. Достигнув поверхности, пузырьки лопаются и зёрна кукурузы с изюмом падают обратно на дно колбы.

Воспитатель: Ну как, танцуют зерна? Почему так происходит? «Запишите» это в своих планшетах. А вот и первая буква «З».

 

Задание №2. «Нарисуйте картину, не используя бумагу»

Опыт № 2. «Рисуем на молоке»

Для опыта понадобятся: тарелка, молоко, жидкое мыло, ватные палочки и краски. Наливаем молоко в тарелку. Капаем по несколько капель краски в молоко. Обмакиваем ватные палочки в жидкое мыло и погружаем их в тарелку с молоком.

Итог: при добавлении краски в молоко на поверхности образуются красивые цветные разводы, а, когда в молоко попадает жидкое мыло, то оно отталкивает жир, находящийся в молоке и приводит его в движение; краска сбивается в полоски и образуют неожиданные рисунки на поверхности молока.

Воспитатель: Задание выполнено, ведь мы с вами рисовали не на бумаге, а на молоке. Расскажите, почему нам все удалось и «запишите» это в свои планшеты. Мы нашли вторую букву «Н».

Гимнастика для глаз

«Радуга»

Глазки у ребят устали (поморгать глазами).

Посмотрите все в окно (широко распахнуть глаза),

Ах, как солнце высоко (посмотреть вверх)!

Мы глаза сейчас закроем (закрыть глаза ладошками),

В группе радугу построим,

Вверх по радуге пойдем (посмотреть вверх),

Влево-вправо повернем (посмотреть влево-вправо),

А потом скатимся вниз (посмотреть вниз),

Жмурься сильно, но держись (зажмурить глаза, открыть, поморгать ими)!

 

Задание №3. «Пусть в комнате появится радуга»

Опыт №3. «Радуга в комнате»

Для опыта понадобятся: белый лист бумаги, прозрачный стакан с водой, фонарик, DVD диск. Ставим стакан с водой на стол, с одной стороны от него размещаем DVD диск, с другой – ставим вертикально белый лист бумаги. Светим фонариком через стакан с водой на диск.

Итог: на листе бумаги появятся цветные полоски радуги.

Воспитатель: Мы видим радугу на листе бумаги, задание выполнено. Откуда появилась радуга, почему? Зафиксируйте свои наблюдения на планшет. Мы нашли третью букву «А».

 

Задание №4. «Достаньте скрепку из стакана, не замочив рук»

Опыт №4.  «Достань скрепку»

Для опыта понадобятся: прозрачный стакан с водой, магнит и скрепка.

Скрепка лежит на дне стакана с водой. Проводим по наружной стенке стакана магнитом.

Итог: магнит «тянет» за собой со дна скрепку, вытаскивая ее на поверхность.

Воспитатель: И это задание мы успешно выполнили, у всех руки сухие. Объясните этот опыт и сделайте пометки в своем планшете. А еще мы нашли четвертую букву, это еще одна «Н».

Физминутка

«Потрудились – отдохнем»

Потрудились – отдохнем (ходьба на месте),

Встанем, глубоко вздохнем (потягивания).

Руки в стороны, вперед (движения по тексту),

Влево, вправо поворот (движения по тексту),

Три наклона, прямо встать (движения по тексту),

Руки вниз и вверх поднять (приседание, прыжок),

Руки плавно опустили, всем улыбки подарили (движения по тексту)!

 

Задание №5. «Постройте башню из жидкостей в стакане»

Опыт №5. «Строим башню из жидкостей»

Для опыта понадобятся: прозрачный стакан, сок, растительное масло, мед.

Наливаем в стакан мед, сок и масло. Что же произошло? Мы видим, что мед опустился на низ стакана, затем следует «полоса» сока, сверху – слой масла. Жидкости не смешиваются. Почему? (ответы детей - масло легче сока, сок легче меда, поэтому жидкости легли как башенка) Наблюдаем за красивой и завораживающей картиной!

Итог: масло легче сока, мед самый тяжелый.

Воспитатель: Мы справились и с этим испытанием. Не забудьте сделать пометки в своих планшетах. А вот и пятая буква «И».

 

Задание №6. «Сделайте так, чтоб вода стала течь вверх»

Опыт №6. «Вода течет вверх»

Для опыта понадобятся: пластиковые стаканчики с водой, белая бумажная салфетка.

Берем салфетку и ее кончик опускаем в стакан с водой.

Итог: вода намачивает салфетку, при этом наблюдается постепенное движение воды с низу вверх.

Воспитатель: По-моему, и с этим заданием мы справились! Объясните опыт и сделайте «запись» в планшетах. И перед нами последняя буква – «Е».

Какое же слово получилось? ЗНАНИЕ. Давайте произнесем это волшебное слово и откроем шкатулку.

Дети вместе с воспитателем произносят слово, шкатулка открывается, воспитатель достает дипломы и вручает детям.

Воспитатель: Уважаемые мои коллеги! Ваш труд не прошёл даром. Как настоящие учёные раскрывают тайны неизвестности, так и вы сегодня неизвестное сделали известным. Ребята, вот и закончилось наше исследование. Вам понравилось творить настоящие чудеса в нашей лаборатории? Вы сегодня показали себя настоящими учеными, и я надеюсь, что в будущем вы еще совершите немало научных открытий.

свернуть